«Дорогами Чингиза Айтматова» культурно-познавательный (литературный) тур (часть 3)

Озеро Иссык-Куль

В творчестве и общественной деятельности Чингиза Айтматова Иссык-Куль занимает особое место. Здесь бьт написан роман «И дольше века длится день», происходили события, описанные в других его произведениях. В 1986 году Иссык-Куль стал местом проведения Иссык-Кульского Форума клуба мировых интеллектуалов. Это была встреча крупнейших деятелей искусства, науки и литературы из разных стран мира, и обсуждались на ней проблемы современности, болевые точки развития человечества, поиск новых путей развития цивилизации. Озеро Иссык-Куль уникально по своим географическим параметрам. Среди высокогорных озер мира по площади водного зеркала оно занимает второе место, уступая лишь озеру Титикака в Южной Америке, по глубине же и объему воды первое. Несмотря на то, что озеро Иссык-Куль находится на высоте 1609 м. над уровнем моря и со всех сторон окружено вечно снежными горными хребтами, вода в озере никогда не замерзает. Она приятно соленая и слабо минерализована. Иссык-кульская вода близка к морской и океанической по прозрачности и по цвету. Великий русский путешественник и ученый П. П. Семенов- Тяншанский утверждал: «Темно-синяя поверхность Иссык-Куля своим сапфировым цветом может смело соперничать со столь же синей поверхностью Женевского озера». Берега озера Иссык-Куль были заселены с древних времен. Но многие страницы истории до сих пор не разгаданы. Человеческая же фантазия овеяла Иссык-Куль покрывалом таинственности и загадок. В каждом ауле здесь найдется человек, который может рассказать предание о, якобы, внезапном появлении озера. И каждый по-своему, в новом варианте. Легенд здесь много.

Город Балыкчи (Рыбачье)

На западном побережье озера Иссык-Куль на развилке дорог Бишкек - Нарын и Бишкек Каракол находится город Балыкчи. Здесь имеются пристань, промышленные предприятия. Десяток крупных автотраспортных предприятий и сейчас, как и несколько десятилетий назад, перевозят грузы по Иссык-кульской и Нарынской областям, по территории стран Центральной Азии и России.
Статус города Рыбачье получил в 1954 г. Здесь проживает сейчас более 50 тысяч человек.на въезде в город Балыкчы в 1982 году установлен памятник путешественнику исследователю Центральной Азии и ученому П. П. Семенову - Тяншанскому.
Рыбачье - место действия повести «Тополек мой в красной косынке».
В Рыбачинской автобазе («... во-он там, видишь крыши на берегу, это наша автобаза»)работал главный герой повести «Тополек мой в красной косынке» Ильяс.
«Рейсы в основном были между Рыбачьем через Дол он до Ат-Баши. ... Тянь-Шанский тракт, как всегда, гудел. Машины шли вереницами. Зима тянь-шаньская суровая, с метелями, со снегопадами, обвалами в горах. Широкими, пологими увалами убегала дорога от гор к горизонту, обрываясь светлой кромкой на далеких берегах ИссыккКуля».
«И на самом дальнем краю земли, куда достигал взор, за песчаной прибрежной полосой густо синела выпуклая кривизна озера. То был Иссык-Куль».

Жители села Тамчи издавна занимались животноводством. Выделанный из овечьей шерсти войлок служил покрытием для юрты, войлоком покрывалась юрта снаружи и внутри. Войлочные ковры (ширдаки, алакийизы), сумки, мешки для хранения домашней утвари, были необходимы в повседневной жизни киргиза кочевника.
Кочевой уклад жизни ограничивал творческие возможности, и, тем не менее, наружное и внутреннее убранство юрты, женские ювелирные украшения, предметы домашнего обихода (посуда, сундуки, футляры для пиал, конская сбруя) отмечены печатью художественного творчества, являются произведениями подлинного искусства.
«Какие украшения, утварь какую из серебра, из меди, из дерева, из кожи умели делать! И не дорогие вроде, а красивые вещи были. Каждая сама по себе, особая. А какие седла умели делать! Каждое седло свою историю имело: кто, когда, для кого сделал и как отблагодарен, был за свой труд». В настоящее время, как и много десятилетий назад, киргизские мастера славятся своими изделиями из войлока, кожи, резьбой по дереву, художественной обработкой металлов, плетением узорных циновок из стеблей степного растения чия.
Село Тамчи – место действия романа «Плаха». Волки «Акбара и Ташчайнар» были пришлыми в этих краях. Для опытного глаза даже внешне они разнились от их местных собратьев. «... отвороты меха на шее, плотно обрамлявшие плечи наподобие пышной серебристо-серой мантии от подгрудка до холки, у пришельцев были светлые, характерные для степных волков .... А если бы кто-нибудь увидел Акбару вблизи, его бы поразили ее прозрачно - синие глаза - редчайший, а возможно, единственный в своем роде случай». «В этой паре лютых Акбара была головой, была умом, ей принадлежало право зачинать охоту, а он был верной силой, надежной, неутомимой, неукоснительно исполняющей ее волю). Акбара и Ташчайнар едва спаслись от охотников, расстреливавших сайгаков из автоматов, потеряли своих детенышей и вынуждены были уйти из Моюнкумов на берега синего озера Иссык-Куль.
«После Курдая волчья пара перешла в Ак- Тюзские горы, но тут им показалось небезопасно, и они решили уйти еще дальше. Преодолев Ак- Тюзский перевал, волки попали в Прииссыккульскую котловину. Дальше идти было некуда. Впереди лежало море. И здесь Акбара и Ташчайнар еще раз заново начали свою жизнь». Много страданий, гибель волчат и второго, и третьего выводка выпало на долю Акбары. Базарбай разорил логово волков и унес только народившихся детенышей Акбары и Ташчайнара. «Взял их прямо из логова в Башате. Потому волки и гнались ... » «Гонка была не на жизнь, а на смерть ...»
Так они мчались по сумеречным взгорьям - всадник на коне с похищенными волчатами в переметной суме, а за ним Акбара и Ташчайнар».
За преступление Базарбая пришлось отвечать Бостону. Вынужденный защищаться, он убивает Ташчайнара. Акбара остается одна, кружит возле дома, ищет своих детенышей. «Не двигаясь с места, волчица грустно поглядывала синими глазами на мальчугана, и он снова подошел к ней и гладил ее по голове, а Акбара вылизывала детеныша, и это ему очень нравилось. Волчица изливала на него накопившуюся в ней нежность, вдыхала в себя его детский запах». «Осторожно, чтобы не поранить шейку, волчица ухватила малыша за ворот курточки и резким рывком перекинула на загривок. Таким манером волки утаскивают из стада ягнят». «Бостон решился выстрелить по волчице». «Вскинув винтовку на плечо, Бостон будто во сне побежал к павшей Акбаре». «Акбара была еще жива, а рядом лежал бездыханный, с простреленной грудью малыш».
Акбара у Айтматова более «человечна», чем люди.
В зарослях дурман - травы Акбара увидела человека рядом со своими волчатами. «Волчица не свалила человека, видя, что он беззащитен и ничего плохого не хочет ее детенышам. Она просто увела своих волчат».
Другой человек ни ее, ни ее детей не пощадил.

Город Чолпон-Ата-

центр курортной зоны Прииссыккулья.Здесь есть несколько музеев, в том числе музей под открытым небом «Сад камней», включающий тысячи камней с наскальными изображениями, свидетельство культуры древнейших племен, живших на берегах Иссык-Куля.

Краеведческий музей интересен тем, кто увлекается историей, археологией, национальной музыкой, кыргызскими музыкальными инструментами, ремеслами и промыслом.

Культурно-ландшафтный парк Рух-Ордо

В парке объединены истории, религии и мироощущения разных народов. Пять храмов: православный, католический, мусульманский, иудейский и буддийский - возведены рядом друг с другом, что должно подчеркнуть мысль о всеобщем единстве, однозначности всех людей перед Богом.
На территории парка установлено много скульптур, изваяний и древних камней с высеченными на них петроглифами. Под сводом изображения древних мыслителей и ученых, памятники великим людям современности.
В парке построен специальный концертный зал. Все в этом замечательном парке сделано руками киргизских народных умельцев: художников, архитекторов, строителей, скульпторов.

Музей Мухтара Ауэзова, казахского писателя (1897 - 1961 гг.)

Мухтар Ауэзов долгое время жил и работал на Иссык-Куле, в городе Чолпон-Ата. Создатель первого казахского романа-эпопеи, драматург, переводчик русской и европейской классики, учёный, К середине 30-х годов Мухтар Ауэзов, бесспорно, сделался первой фигурой в литературе Казахстана. Известность его приобрела всесоюзный характер.
Мухтар Ауэзов написал большое количество рассказов, повестей, пьес, многие из которых экранизированы и широко вошли в театральный репертуар. Главное произведение Ауэзова - роман-эпопея "Путь Абая". Семья Ауэзовых находилась в родстве с семьей Абая Кунанбаева, дед Мухтара Ауэз был другом и почитателем творчества Абая.
С 1927 года, с экспедиции по сбору фольклорных материалов, началось знакомство и дальнейшая многолетняя исследовательская работа Мухтара Ауэзова над киргизским эпосом «Манас». Чингиз Айтматов многому научился у казахского писателя. А Мухтар Ауэзов всегда с нетерпением ждал новых произведений своего молодого коллеги. Творческие взаимоотношения между учителем и учеником настолько углубились, что постепенно перешли в дружеские, почти родственные: Чингиз относился к Мухтару Омархановичу с сыновней почтительностью, а мэтр по-отцовски любил Чингиза, помогал ему и советом, и делом.
В доме, где жил и творил писатель, открыта библиотека-музей имени Мухтара Ауэзова.

Конезавод № 54

Чолпон-Ата славится  своим конезаводом, на котором выведена новая порода киргизских лошадей. На местном ипподроме можно полюбоваться впечатляющим зрелищем конными состязаниями, в том числе и в национальных видах спорта.
Киргизская пословица гласит: «Конь - крылья молодца». Конь - это и материальная, и духовная ценность. Заботливый уход за конем давал уверенность в том, что в трудную минуту он не подведет. Конь - это транспортное средство. Конь - это друг. Конь кормил, поил, согревал, лечил. Жизнь в горах немыслима без коня. Без него нет ни чабана, ни табунщика, ни любимых в народе скачек - аттчабыш, ни состязания искусных наездников батыров оодарыш. Нет без коня и особо почитаемой охоты с ловчими птицами. «Не было бы Ак-Кулы - не было бы и Манаса, без Чалкуйрука - Кожожаша, а без Телторо Курманбека. Без лошади нет киргиза. Киргиз без лошади манкурт».
У Чингиза Айтматова особое отношение к коням. Из всех животных конь, наверное, ближе всего его душе. «Когда я вижу всадников, летящих на красавцах конях, и слитых с этими конями почти в единое существо, - вот тогда кровь моя вскипает. Я испытываю наслаждение, азарт, я остро чувствую красоту коня, красоту бешеного движения, грацию, ловкость наездника».
Вся дорога из центра города Чолпон-Ата до конезавода обсажена стройными рядами" тополей. Это знаменитая аллея Раппопорта, названная так в честь ее создателя – первого директора конезавода. В свое время каждому работнику конезавода вменялось в обязанность не только посадить дерево, но и выходить, вырастить его.

Село Булан-Соготту

Селение былоо основано в связи со строительством санатория для партийной элиты Советского Союза. Здание санатория «Иссык-Куль Аврора» построено в форме «белого парохода». Впечатление усиливает архитектурная деталь оформления - Рогатая мать - олениха, несущая березовую колыбель на своих рогах, «будто бежит издали Рогатая мать - олениха, спешит, колыбель березовую несет на рогах ... »

Бугинские кладбища

На этих кладбищах многие гробницы увенчаны рогами оленя, что говорит о принадлежности покойного к роду Бугу.
«Стал большим и сильным род бугинцев на Иссык - Куле. Чтили Рогатую мать – олениху как святыню. На бугинских .юртах над входом вывешивался знак - рога марала, чтобы издали было видно, что юрта принадлежит роду Бугу. ... А в лесах Иссык-кульских бродили тогда белые рогатые маралы, красоте которых завидовали звезды на небе. То были дети Рогатой матери - оленихи. Никто их не трогал, никто в обиду не давал. ... Так было, пока не умер один очень богатый, очень знатный бугинец. …Очень хотелось кичливым сыновьям богача затмить других, превзойти всех на свете, чтобы слава о них пошла по всей земле. И надумали они установить на гробнице отца рога марала, дабы все знали, что это усыпальница их славного предка из рода Рогатой матери - оленихи».

Село Тюп, поворот на Сан-Таш

Село Тюп расположилось на самой восточной окраине озера Иссык-Куль. Почти в центре села от главной вокруг иссык-кульской трассы дорога уходит на восток, в сторону перевала Сан-Таш. Это места, овеянные легендами и преданиями.

Сан-Таш (камни Тамерлана)

На пологом травянистом склоне высится огромных размеров курган, сложенный из речных валунов, собранных неизвестно где и когда.
Предание о перевале Сан-Таш (Считанные камни) связано с именем Тимура. Впервые онобыло записано еще Петром Петровичем Семеновым - Тяншанским - ученым и путешественником-исследователем. «Поразительно! Ни одного камешка вокруг. И вдруг гора камней! Издалека везли, каждый человек - один камень!»
Легенда рассказывает о походе Тимура в Китай. Следуя приказу Тимура, воины принесли с Иссык - Кульского берега на перевал по камню, сложив их здесь до возвращения из похода. Назад вернулись немногие. Вот и вышло, что погибшим возвели памятник сами погибшие, памятник самим себе.
Эти «считанные камни» - счет предъявляемый народной бесчеловечности войны.
Почти 130 лет назад 24 летний художник Василий Васильевич Верещагин приехал в Среднюю Азию, чтобы увидеть войну - русская армия воевала здесь с местными ханами. Нравы тех времен запечатлел его картина «Апофеоз войны» - самая знаменитая из туркестанского цикла: громадная пирамида из человеческих черепов, на которую слетелись вороны. Не Сан- Таш ли навеял художник видение страшной горы из человеческих черепов?!
Эти «считанные камни» вечный счет, мудростью бессмысленности.
Недалеко от каменного кургана есть огромный валун с мемориальной надписью, рассказывающей о том, что в 1856 году здесь останавливался Чокан Валиханов - казахский поэт и просветитель, русский офицер и ученый,  направлявшийся под видим купца в китайский Кашгар с торговым караваном. Местные баи устроили для него той. Здесь он впервые услышал и записал отрывок из эпоса «Манас» - «Плач по Кошою».

Лесной кордон в Сан - Ташской пади - место действия повести «Белый пароход (После сказки)»

Идеи новых произведений приходят иногда совершенно неожиданно. Чингиз Торекулович. вспоминал: « .... как-то осенью я ездил на Иссык-Куль в санташские леса. Встретил там одного водителя грузовика. Он мне и рассказал, что зашли сюда как-то два марала. Одного из них убили, а другой ушел. «И видно теперь никогда не вернется ... » сказал он с грустью. Он показал мне и дом лесника, где они ночевали. Так я попал на тот кордон, где жил мальчик из «Белого парохода»» ,писал Чингиз Айтматов в статье «Вечна, как жизнь». «У него было две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед». Первая сказка - об отце, который плавал матросом на белом пароходе по синему-пресинему озеру. А вторая сказка - это легенда о Рогатой Матери - оленихе, которую ему рассказал дед Момун, легенда о спасительнице киргизского народа.
От Сан- Ташского «кордона, по ущельям и склонам поднимался в верховья заповедный горный лес. На кордоне всего три.семьи». «Колесная дорога пробивалась сюда с побережья Иссык-Куля, все время ущельем, берегом -реки, все время по камням и ухабам. Дойдя до Караульной горы, она поднималась со дна теснины на откос и оттуда долго спускал ась по крутому и голому склону ко дворам лесников. Караульная гора совсем рядом - летом почти каждый день мальчик бегал туда смотреть в бинокль на озеро». У него было много друзей: рыжий горбатый гранит, по грудь ушедший в землю, - «Лежащий верблюд», валун «Седло», камень «Волю> и самый любимый камень «Танк».
И еще мальчик любил смотреть в сторону Иссык - Куля, не появится ли «Белый пароход». «На синей-синей кромке Иссык-Куля появился белый пароход. С трубами в ряд, длинный, мощный, красивый. Не отрываясь, мальчик с восхищением смотрел на белый пароход». «Когда он впервые увидел однажды с Караульной горы белый пароход на синем Иссык  - Куле, сердце его так загудело от красоты такой, что он сразу же решил, что его отец Иссык - Кульский матрос - плавает именно на этом белом пароходе. И мальчик поверил в это, потому что ему этого очень хотелось».
Мальчик «поднял голову, протер Глаза и, глянув перед собой, оцепенел. Прямо. перед ним, на другом берегу, у воды стояли три марала. Настоящие маралы. Живые. Они пили воду». Одна из них «бьmа в точности такая, как Рогатая мать-олениха». Но сказки не всегда сбываются ...

Город Каракол

Город расположен в восточной части  прииссыккулья. Это областной центр, самый крупный промышленный и культурный центр Иссык-Кульской области. Здесь живут более 50 тысяч человек, а в курортный сезон это число многократно увеличивается.  Город находится на высоте 1690-1770 метров над уровнем моря, здесь прекрасный климат. Каракол был основан в 1869 году как военно-административный и торговый пункт на караванной дороге из Чуйской долины В Кашгарию.
Через двадцать лет после основания город получил имя русского путешественника, исследователя Центральной Азии Н. М. Пржевальского. Знаменитый исследователь Центральной Азии находился в Караколе в 1888 г. в начале своего пятого путешествия на Тибет, но, тяжело заболев, неожиданно умер. По желанию Пржевальского он был похоронен на высоком берегу озера Иссык-Куль.
В 12 км. от Каракола на крутом берегу Иссык-Куля располагается парк-заповедник, мемориальный музей, памятник и могила Николая Михайловича Пржевальского (1839 - 1888 г.), великого русского путешественника, исследователя Центральной Азии. В музееесть оригинальные экспонаты: личные вещи Пржевальского, его книги, дневники.
Еще с дореволюционных времен Каракол считается одним из самых зеленых городов Центральной Азии и городом сравнительно высокой культуры.
Среди памятников архитектуры выделяются мусульманская мечеть в стиле буддийской пагоды, выстроенная в 1911 году из тяньшанской ели.
Еще одна святыня - русская православная церковь "Святой Троицы", построенная в 1896 году также из тяньшанской ели.
Город Каракол - родина матери писателя Нагимы Хамзаевны. Здесь сохранился дом, где жила ее семья и торговые ряды, постройки 1893 года, принадлежавшие ее отцу.
В 1904 г в семье купца 1 гильдии Хамзы Абдувалиева, уроженца Казани, родилась дочь Нагима. В семье было восемь детей: четыре мальчика и четыре девочки, Нагима была шестым ребенком в семье. Родители считали необходимым дать детям хорошее образование. Все учились в мусульманской, затем в русской школе. Братья продолжали учиться коммерческому делу в Узбекистане, Германии, Франции, знали иностранные языки.
В Караколе отец семейства построил большой двухэтажный дом, вырастил фруктовый сад, который в народе называли "Садом Абдувалиева". В 1919 году этот дом с садом был передан в общественное владение. 'в нем бьша открыта первая советская школа-гимназия, где учились младшие дети и внуки Абдувалиева, в том числе и Нагима.
Нагима Хамзаевна рано овдовела, прожила не простую жизнь. И все-таки она была счастливым человеком. Вырастить в ее тогдашнем положении четверых детей, каждый из которых - гордость для любой матери, да не просто вырастить, а крепко поставить на ноги, дать великолепное образование, - это бьшо великим материнским подвигом, великим счастьем.

Село Тосор - место встречи Ильяса и Асель из повести «Тополек мой в красной косынке»

На дороге в предгорный аил за селом Тосор Ильяс познакомился с девушкой Асель. «После этого мы еще встречались на дороге, каждый раз словно невзначай. И снова: она идет по обочине, а я сижу в кабине». Тогда « ... над синим-синим Иссык-Кулем кружили белые птицы. Лебеди носились с ликующими тревожными криками. Взмывали вверх, падали на распластанных, будто гудящих крьшьях, взбивая воду, разгоняя широкие, кипящие круги». «Лебеди бывают на Иссык-Куле только осенью и зимой.
Весной они залетают очень редко. Говорят, это к счастью. Стаи белых лебедей носились над вечерним озером. Птицы то поднимались вверх, то падали вниз, распластав крылья. Садились на воду, шумно плескались, далеко разгоняя кипучие круги пены, и снова взлетали. Потом они вытянулись В цепочку и полетели, разом взмахивая крьтьями, к песчаному откосу залива, на ночевку». Но Ильяс и Асель счастья своего сберечь не сумели ...
Ильяс потерял свою любовь и свою семью. «В ту ночь я долго бродил по берегу Иссык-Куля. Озеро металось, освещенное луной. О, Иссык-Куль - вечно горячее озеро! Ты было холодным в ту ночь, студеным и неприветливым. Я сидел на днище опрокинутой лодки. Волны набегали на отмель злыми валами, бились о голенища сапог и уходили с тяжелым вздохом».

Публикация литературного путешествия «Дорогами Чингиза Айтматова» осуществлена с персонального согласия авторов и разрешения правообладателя. Перед использованием крупных фрагментов текста или рисунков для других публикаций третьими лицами, необходимо предварительно получить разрешение авторов.